Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1871-1938 г.г.)

 

  Храм Тихвинской иконы Божией Матери (каменный, зимний, слева на снимке).Храм Тихвинской иконы Божией Матери (каменный, зимний, слева на снимке). В 1871 году священником, старостой и прихожанами Никольского храма было подано прошение в московскую Духовную консисторию. В нем испрашивалось разрешение построить новый каменный храм рядом с деревянной церковью Николая Чудотворца. Разрешение было получено и в 1872 году началось строительство нового каменного Тихвинского храма.

Основная причина строительства нового храма при существующем старом та, что Никольская церковь была уже достаточна старой , а, главное, холодной, т.е. практически не приспособленной к зимним службам.

Закладка храма подробно описана в московских епархиальных ведомостях:
«5-ого числа сего июня мы видели основание храма в Саввинских подмонастырских слободах, иначе называемое закладкою. Храм предположен трехпрестольный, престолы расположены в ряд по прямой линии, и главный из них предположен во имя Пресвятой Богородицы, правый во имя Святителя Николая, левый - преподобного Саввы Сторожевского. Во время закладки народ с  открытыми головами окружал место будущего храма и взоры всех были обращены по направлению к старой церкви, где совершалась литургия игуменом Савина монастыря Галактионом, в сослужении Звенигородского духовенства. По окончании литургии послышался колокольный звон, заколыхались в воздухе хоругви и, в предшествии их и святых икон, духовенство направилось к месту основания храма. После молебна началось освящение воды и елея. Затем первенствующий в служении окропил с обычными молитвами места, где должны были воздвигнуться большие деревянные кресты, которые обыкновенно стоят только во время производства работ, а потом снимаются. Эти деревянные кресты, прикрепленные к высоким бревнам, были подняты и установлены духовенством, конечно, при помощи народа. Затем приступлено было к основанию храма, и по окроплению святой водою приготовленных камней, эти освященные первенцы будущего храма были положены руками почтенного отца игумена на приготовленной извести. Обычными многолетиями окончилось священное торжество, послышались поздравления, благожелания  и расходились все с хорошим впечатлением ».

Достроена и освящена церковь была в 1879 году. Высокий трехпрестольный каменный Тихвинский храм со стройной многоярусной колокольней и живописная деревянная Никольская церковь стояли рядом и были смысловым и архитектурным центром села.  Строительство обошлось в 10 тысяч рублей, из которых у прихожан на момент закладки было 2067 рублей 28 копеек. Остальная сумма была внесена потомственным дворянином, действительным штатским советником Павлом Григорьевичем Цуриковым, известным благотворителем звенигородских храмов и основным жертвователем при строительстве скита прп. Саввы.

   Описание храма в честь Тихвинской иконы Божией  Матери относится также к 1877 году.Молебен в ограде храма Тихвинской иконы Божией Матери (фото нач. XX века).Молебен в ограде храма Тихвинской иконы Божией Матери (фото нач. XX века).

Храм построен в форме Разностороннего креста, одноэтажный, без лепных украшений. Кровля шатровая, железная, выкрашена медянкой. На церкви и колокольни глава маковица репчатая. Кресты на главах железные восьмиконечные, резные золоченные. Размеры храма: высота – 9,6 м, длина – 16.7 м., ширина -16,5 м. Построен храм из кирпича, цоколь и карнизы облицованы камнем. Стены выложены сплошной кладкой и залиты известковым раствором. Кирпич для строительства разного размера был изготовлен здесь же в Саввинской слободе, на специально построенном кирпичном заводе. Окна продолговатые с дугообразными перемычками, расположены под сводами. По два окна в каждой апсиде в «один свет». Над окнами пояс» выделанный из кирпича в ребро». Двери в храм одни – западные. Внутри церковь устроена крестообразно, алтарь отделяется от храма арками, Три предела в ряд. Западный притвор устроен в виде небольшой палаты, отделяется от храма аркой, своды стрельчатые, опираются на столбы, разделяются арками. Пол в храме деревянный. Стены в церкви расписаны в 1882 году «иконным письмом». Иконостас нового устройства, резной, деревянный с колоннами, трехъярусный. Царские двери резные, завершение полукруглое. Перед алтарем от одного клироса до другого устроена деревянная солея, выше помоста храма на одну ступень, решеткой не отделена. Клиросы деревянные, окрашены белилами, местами позолочены. Храм отапливался четырьмя голландскими печами. Кирпичная колокольня построена в 1879 году, трехъярусная, пирамидальная. На колокольне было шесть колоколов. Большой весом 1310 килограмм. На нем были изображения Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Крестителя, Павла Фивейского и  надпись: «Вылит сей колокол в память Павла Григорьевича Цурикова 25 сентября 1879 года».  Внизу еще одна надпись: «лит в первопрестольном граде Москве, в заводах потомственного и почетного гражданина Николая Дмитриевича Финляндского. Весу 79 пудов 30 фунтов». Также церковь была обнесена каменной оградой с деревЧасовня на месте храма Тихвинской иконы Божией материЧасовня на месте храма Тихвинской иконы Божией материянными решетками. В приходе этих храмов состояли не только жители села, но также крестьяне двух соседних небольших селений Дютьково и Ново-Александровка. В округе славился Саввинский сельский хор, которым руководил Т. Л. Яницкий.

Храм в честь Тихвинской иконы Божией матери был закрыт для богослужений. В 1937-38 гг. здание было разобрано, а кирпич использован для строительства школы здесь же, в Саввинской Слободе.

Металлическая кованная церковная ограда бала разобрана сельсоветом и близкими к власти «гражданами» на заборы.

Натурные исследования не выявили остатков фундамента. Предположительное место нахождения храма, указанное местными старожилами (жительницами Саввинской Слободы 91 и 94 лет), совпало с обнаруженным в фонде Московской Духовной Консистории ЦИАМ межевым планом.

На территории храма сохранилось несколько старинных могил. Невысокий светлый памятник с полустертой надписью, видимо был установлен в 19 веке над могилой одного из настоятелей. На церковном погосте похоронен и сын последнего служащего священника Василия Сергеевича Державина, Борис Васильевич Державин (родился 28.07.1890г.) - выпускник Звенигородского Духовного училища 1905 года и выпускник Вифанской духовной семинарии 1912 года, сражавшийся  в составе Русского корпуса во Франции. Тело погибшего смертью храбрых офицера Русской Императорской Армии было привезено на родину и погребено в ограде храма.

Последний служащий священник Василий Державин (родился 10.04.1867г.) выпускник Звенигородского Духовного училища 1882 года и выпускник Вифанской духовной семинарии 1888 года, - был назначен в церковь свт. Николая в мае 1889 года, жил он в Саввинских Подмонастырских слободах на ул. Николаевской. Отец его Сергий так же был священником, служил в храме села Носова Звенигородского уезда. Отец Василий усердно трудился на поприще народного образования. Он состоял законоучителем в слободской начальной земской школе и в одноклассной церковно-приходской школе, секретарем в Звенигородском отделении епархиального училищного совета, членом ревизионной комиссии при Звенигородском духовном училище и Звенигородском отделении Кирилло-Мефодиевского братства и неоднократно попадал в списки отличившихся законоучителей. Интересно, что одно из писем А.П. Чехова 1898 года адресовано писателем сестре М.П. Чеховой в «Саввинскую Слободу, в дом священника Державина».